Щучкина Мария Леонидовна
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами речевого творчестваФормирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами речевого творчества.
Слайд №2 . Тема. Слайд №3. " Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования включает в себя 1. научно - исследовательские условия, отображающие изучение работ Розы Семёновны Буре, Г.Н.Годиной по проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников , а именно теоретические основы социального становления личности дошкольника (описываются средства и методы формирования) Натальи Александровны Ветлугиной , Т.Г.Казаковой, Г.Н. Пантелеева по вопросу "Нравственно - эстетического воспитания ребёнка в детском саду". К наследию Василия Александровича Сухомлинского разработавшего систему нравственного воспитания. идеям Льва Семёновича Выготского о морально - нравственном развитии ребёнка. 2. научно - методические условия, включающие в себя изучение литературы передового опыта: Т.М. Акининой, Г.В. Степановой, Н.П. Терентьевой о " Духовно - нравственном и гражданском воспитании детей дошкольного возраста"; В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, Р.И. Жуковской о " Нравственном воспитании в детском саду". Л.Д. Коротковой " Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста" Т. А. Андреенко "Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников".
• Организация соответствующей предметно- развивающей среды • Постановка цели, разработка содержания • Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми • Привлечение родителей для реализации задач 3. Организационно - педагогические условия, связанные с
• Организацией деятельности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (воспитанниками, воспитателями, родителями) • Участием в работе методических объединений на городском уровне • Участием в конференциях • Сетевых сообществах • наличие публикации
Слайд №4. Актуальность. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Однако нередко происходит так, что материальные ценности преобладают над нравственными, в связи с этим у детей деформируются представления о таких понятиях , как добро, милосердие , великодушие и справедливость. Именно поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения - очень важная и актуальная. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений , формирования основ личности будущего гражданина. В детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребёнка должны мы - педагоги. Считаю, что формирование нравственных ценностей с помощью средств речевого творчества способствует предотвращению деформации моральных норм и нравственных установок.Как говорил В.А. Сухомлинский « Радость словотворчества – самая доступная для ребёнка интеллектуальная одухотворённость». Авторские сказки , содержащие педагогические идеи и нравственные уроки, раскрывают потенциал к восприятию и пониманию нравственных ценностей, способны корректировать эмоционально – волевую сферу ребёнка, помогают сформировать речевые навыки.
Слайд №5. Теоретическое обоснование личного вклада педагога. В словаре терминов «Дошкольное образование»: нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. В понимании д. п. н. А. Г. Абсалямовой: «Речевое творчество дошкольника - это речевая деятельность ребёнка , связанная с восприятием литературного образа, с внутренней и внешней интерпретацией его свойств, с созданием нового словесного образа.»
Слайд №6. Цель и задачи Изучая данную проблему, было определено направление работы, целью которой стало - формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе речевого творчества.
Для достижения поставленной цели были разработаны задачи, направленные на нравственное развитие детей, на развитие речевого творчества.
Слайд №7.Словами, вдохновляющими меня и указывающими путь , считаю высказывания В.А. Сухомлинского. Они перед вами.
Слайд №8.Работа осуществлялась в 3 этапа: На первом этапе было проведено анкетирование родителей, показавшее , что вопросу о воспитании нравственных ценностей у детей уделяется слишком мало значения в кругу семьи и в ближайшем окружении ребёнка. Были разработаны перспективные планы интегрированных занятий, способствующие раскрытию и усвоению необходимых нравственных категорий и ценностей , по развитию речевого творчества детей .
Слайд №9. Определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт. Обогащая РППС группы мы опирались на основные требования ФГОС ДО ( содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность). Таким образом, появились новые маркеры игрового пространства, различные виды театра.
Слайд №10 были обновлены и дополнены дидактические пособия для развития речевого творчества ( лепбуки « Масленица» и « Русская народная культура и быт»), создан центр патриотического воспитания ( альбомы « Моя малая Родина», портфолио дошкольника)
Слайд №11. Получить объективную информацию о состоянии и динамике формирования основ нравственного развития детей позволила диагностика, разработанная на базе мониторинга И. А.Кузьмина и Л.П. Сильвестровой. авторов программы " Социокультурные истоки".
Слайд №12(скрыт)
Слайд №13Сформулировав основные задачи , выстроили алгоритм , который позволяет познакомить детей нравственными и социокультурными категориями, развивать связную логическую речь, расширять словарный запас, строить диалоги, соединять интеллектуальное и нравственное начало в процессе обучения и воспитания дошкольников. 2 этап работы представляет собой системуорганизации образовательного процесса основанного на интегрированном подходе, а точнее на соединении знаний из разных образовательных областей на основе одной темы. Такие общечеловеческие ценности как уважение к старшим, справедливость, скромность, сострадание стали главными ориентирами в определении содержания нравственного воспитания подрастающего поколения. Включение в работу решений проблемных ситуаций способствовало развитию мотивационной направленности детей старшего дошкольного возраста на усвоение этических понятий и нравственных ценностей. Целью решения детьми проблемных ситуаций является формирование осознанного отношения к собственным поступкам и поступкам других людей. Проблемные ситуации ставят ребёнка в ситуацию нравственного выбора. При этом возникают механизмы нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребёнка. Они также учат дошкольников понимать другого человека, постигать его внутренний мир, мир человеческих взаимоотношений, формируют умение самостоятельно разрешать конфликты. Проблемные ситуации тренируют детей в установлении причинно – следственных связей при определении причин смены настроения людей. Авторы ФГОС ДО впервые ввели понятие « развитие речевого творчества» дошкольника, подчёркивая тем самым эволюционные изменения содержания данного термина. Для себя мы выделили и взяли в работу следующие виды речевого творчества: сочинение сказок , поэтическое творчество, творческое рассказывание.
Слайд №14. Составление с детьми текстов сказочного содержания. Используя алгоритм составления сказки нравственно – этического типа придумывали с детьми собственные сказки. Ведь сочинение сказок для ребёнка – это не просто развитие фантазии, это активная фаза мыслительной деятельности, приобретение жизненного опыта, ассоциирование себя со сказочными персонажами, с их героическими и добрыми поступками, решение жизненных проблем в позитивном ключе. Поэтическое творчество взяла на себя, переложив в стихотворный вариант, дополнив и доработав наиболее интересные сказки, составленные с детьми. Именно этот вариант авторской сказки – основа для речевого творчества детей. Вместе с детьми к каждому сказочному тексту подбирали пословицы и поговорки, ведь зачастую именно в них скрывается нравственный урок: " При солнышке тепло, а при матери добро" (Сказка " Волк и семеро козлят на новый лад"), "Тому и почет огромный, кто скромный" ( " Ода красоте души"), "Молодость плечами покрепче, старость — головою" ( притча " Волшебные очки") и др.
Слайд №15.(скрыт)
Слайд №16. Оживление среди детей вызвала работа по составлению рифмованных текстов или лимериков. Данный процесс требовал выявления поэтической одарённости детей. Работая поэтапно и систематически, опираясь на схему составления лимериков, экспериментируя с поэтическими текстами, добились определённого результата и решили следующие задачи: 1.углубили знание родного языка, ценностных ориентиров; 2.развили слуховое внимание; 3. воспитали смекалку, находчивость, быстроту мышления.
Слайд №17. Последующая работа строится на творческом рассказывании, а точнее на преобразовании знакомого литературного сюжета, образов, ситуаций, действий. В основе лежит технология ТРИЗ (составление метафор, Слайд №18. составление описательного рассказа по системному оператору, Слайд №19 и 20. работа с моделями загадок).
Слайд №21.Работа с героями произведения, их характерными особенностями, чертами. Отработка выразительности музыкального образа в пении, движении, оркестровке, рисунке.
Слайд №22.В процессе работы над текстом сказок и притч использовали приёмы эмпатии (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, героя сказки или притчи). Например ребёнок , изображающий бельчонка из притчи " Волшебные очки" становился хитреньким, загадочным или ребёнок, играющий Павлина из "Оды красоте души" превращался в скромную, застенчивую птицу . Упор делали на воображение детей, их личный опыт. Использовали игры "Волшебный платок", "Маска, я тебя знаю", " Волшебная палочка".
Слайд №23.Интерес вызывала работа по придумыванию и изменению концовки и начала притч . Фантазии детей, имеющие позитивное направление развития, позволяли создавать новые ситуации. Всё это способствовало лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности ребёнка. Придумывали название притчи, которое начиналось одним из следующих способов: " Как кто - то учился чему- то..." или " История, подслушанная...." Так появились названия сказок " Слон, который мечтал летать" или "Рождественская притча о ёлочных игрушках".
Слайд №24. Формы взаимодействия с детьми. В своей работе старались использовать как стандартные , так и нестандартные методы и приёмы обучения: работа в парах и микрогруппах, ресурсный круг, целевые прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр притч презентаций , работа над артикуляцией, сценической речью. Остановлюсь подробнее на некоторых из них .
Ресурсный круг - форма интерактивного обучения раскрывающая широкие возможности для решения задач социально - личностного развития дошкольников. Например: ресурсный круг " Ласковое имя", " Колыбельная для мамы" и др.
Слайд №25.Просмотр притч - презентаций - способ наглядного представления информации, а точнее малого поучительного рассказа в форме иносказания с моральным или нравственным поучением , с использованием аудиовизуальных средств . При использовании презентаций развивается внимание, зрительная память, мышление и воображение, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас.
Слайд №26.Уроки актёрского мастерства от родителей через игровые приёмы "Зеркало", " Покажи как..."," Оживи предмет", " Инсценировка пословиц".
Слайд №27. На заключительном этапе работы была разработана и предусмотрена драматизация музыкальных сказок и притч
Слайд №28. Наша задача – продолжить работу по формированию нравственных ценностей у ребёнка, воспитать в нём такие нравственные качества, которые помогут ему в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять ему.
Слайд №29.Работа творческой студии направлена на партнёрское взаимодействие с семьёй в целях осуществления нравственного развития личности ребёнка.
Слайд №30. Считаю, что мастер - класс- оригинальный метод обучения и совершенствования практического мастерства. Тематика каждого мастер - класса подбиралась, исходя из содержания и названия сказок и притч, их морали, направления работы студии. Итог каждого такого мероприятия - творческий продукт, выполненный детьми и родителями из бросового и подручного материала. Вашему вниманию представлен мастер - класс " Букет сердец" , посвящённый Дню матери. Дети и родители оформили удивительно нежную и оригинальную работу из сердечек разного размера , собранных в букет. Каждое сердечко украшалось подручными материалами, блёстками, наклейками. Использовались приёмы обрывной и накладной аппликации. Ко Дню пожилого человека провели мастер - класс " Рамочка для фотографий". Используя приёмы модульной аппликации, самоклеющиеся стразы и обычную картонную коробку из-под пластилина, оформили нужную, яркую и очень винтажную рамку.
Слайд №31.Результатом творческого вечера, посвященного Дню добра и тепла, стала поделка, название которой придумали сами участники мастер - класса. Это " Птица красоты и счастья". В Рождественские праздники изготовили открытку ручной работы с ангелом, являющегося одним из символов Рождества.
Слайд №32. На последнем мастер - классе, посвященном дружбе, "испекли" двухъярусный торт. Результат - бумажный шедевр кулинарии.
На всех мастер - классах царила атмосфера творчества и непринуждённости. Именно здесь у детей и их родителей проявились такие качества личности как любознательность, эмоциональная отзывчивость, активность, коммуникативность, целеустремлённость, желание к творческому самовыражению.
Все проведённые мероприятия позволили продемонстрировать родителям творческие возможности детей. Их успехи, достижения, степень включённости в совместное дело, показать работу с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.
Слайд №33. А ещё в группе открылся центр авторской сказки, где разместились работы, не нашедшие своё отражение в драматизации и мастер – классе, но имеющие огромным потенциал в скором будущем.
Слайд №34. В результате проведённой работы значительно повысился уровень нравственности у воспитанников: дети чаще стали говорить вежливые слова, слова благодарности взрослым и друг другу, научились давать оценку положительным и отрицательным поступкам, исправлять ситуацию, предлагая варианты взаимодействия. Стали способны управлять своим поведением , научились планировать действия на основе ценностных представлений, соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Таким образом, считаю, что были созданы все необходимые условия для приобщения детей к нравственным ценностям, сформирована готовность следовать им, все формы организации работы взаимодополняли друг друга, обогащая процесс нравственного становления личности ребёнка.
Слайд №35. Диапазон личного вклада в развитие образования
1.Тематический план работы творческой студии « Росток». 2. Перспективный план работы творческой студии « Росток». 3. Серия авторских конспектов сказок для драматизации ( « Волшебные очки», « Волк и семеро козлят на новый лад», « Рождественская притча о ёлочных игрушках», « Слон, который мечтал летать», « Ода красоте души») 4. Сборник детских творческих работ. 5. Альбом с авторским художественным словом. 6.Изготовление демонстрационного материала, атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности. 7. Картотека видео по сказкам. 8. Консультации , памятки для родителей по нравственному воспитанию. 9. Картотека игр по нравственному воспитанию, творческих речевых игр по сказкам. 10. Лепбуки по темам : «Масленица», «Русская народная культура и быт».
Слайд №36. Большими помощниками в нашей работе являлись родители воспитанников. Их участие очень важно для нас в качестве актёров, художников-декораторов, костюмеров, активных участников мастер-классов. Следует отметить, что подобная организация совместной творческой деятельности способствовала не только самореализации и взаимообогащению детей, но и взрослых, а также явилась одним из результативных средств сближения взрослых и детей.
Слайд №37 и 38. Трансляция опыта В рамках проведённой работы многократно организовывали выставки семейного творчества, экскурсии в библиотеку, музей народной игрушки, посещали Саровский драматический театр, ЦРР " Умничка", участвовали в благотворительных акциях " Подарок другу", « С мира по листочку», городских конкурсах по духовно – нравственному воспитанию « Мамочка, мой ангел», « Письмо батюшке Серафиму», «Пасхальный колокольчик», « Серафимовские чтения»; стали победителями в городском конкурсе " Родители года ". В условиях распространения педагогического опыта по нравственному воспитанию оформили публикации в электронном педагогическом журнале «Педмир», опубликовали материал на международном образовательном портале МААМ, приняли участие во всероссийском конкурсе публикаций «Золотой пост» и во всероссийском ежемесячном конкурсе «Лучший сценарий праздника» и заняли 1 место по трём сценариям , а также получили диплом за лучший сценарий духовно-нравственной направленности в православных традициях в областном конкурсе «Лествица: ступеньки к красоте души».
Слайд №39. Педагог: * пополнился банк методических разработок; *появилось желание участвовать в педагогических конкурсах разного уровня ; * пополнилась развивающая предметно пространственная среда Воспитанники: *проявляют интерес к познанию внешнего и внутреннего мира в совместной со взрослыми деятельности; * уважительно общаются с детьми и взрослыми, научились приходить к согласию, стали более терпимыми к другому мнению, *управляют собственной деятельностью, деятельностью пары, делают нравственный выбор, проявляют настойчивость и самостоятельность в достижении цели; *проявляют общую социальную зрелость , используют способы эффективного взаимодействия.
Родители: * Стали активными участниками образовательного процесса; *повысилась компетентность в вопросах нравственного воспитания *повысилась оценка родителями профессиональной компетентности педагогов.
23 февраля 2021 в 11:14
Прикреплённые файлы:Документ: Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами речевого творчества Описание файла:Файл называется: schuchkina-m-l-mbdou-detskii-sad-37-g-sarov_7m4q2.pptx Это официальный файл организации «Щучкина Мария Леонидовна», в нём содержится Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами речевого творчества. Размер файла: 11,01 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.